Средневековая поэзия » Ногайский Дом

Средневековая поэзия

access_time1-08-2023 visibility794
Средневековая поэзия


Шал-Кийиз Тиленши улы

По фольклорным данным великий ногайский йырав (поэт) родился в год смерти Эдиге, в 1420 году. Он жил в Большой  Орде Тахт-эли, где властителем был хан Ахмат, а его соправителем был  Бий Темир. Шал-Кийиз являлся придворным йыравом последнего. В творчестве поэта есть несколько обращений к Бий Темиру с призывами жить по справедливости, любить и беречь ногайский народ. Поэт оставил нам незабвенные строки:

Умрем мы все – бессмертья нет,
Когда ж закроются глаза,
Оставим мы потомкам Слово,
 Чтоб озарило их сердца.

Казы-Тувган Суйиниш улы

Казы-Тувган Суйиниш улы – выдающийся ногайский поэт средневековья. Родился он в 17 веке на Кубани, но проживал в разных местах обитания ногайцев. В российских архивах о нём и о его отце Суйиниш Сеит-Абдулла улы сохранилось немало сведений. Отец, а затем и Казы-Тувган возглавляли ногайцев в борьбе против нашествия джунгар.

В своих толгав (обращениях) проникновенно поведал о суровых испытаниях, навалившихся на ногайский народ, призывал сплотиться и дать отпор неприятелю. Казы-Тувган огромное значение придавал жить в дружбе и согласии с соседствующими народами.
Асан Кайгылы

Асан Кайгылы – известный ногайский йырав (поэт), живший на рубеже 15 и 16 веков при хане Азиз Джанибеке. Его часто называют великим ногайским философом. Имя его мифологизировано, он выступает в эпических песнях в роли советника, народного мудреца. Есть ряд преданий о том, что путешествуя на верблюдице,  он нашел землю обетованную ногайцев Ак-топырак.

Стихи, обращения, изречения народ  бережно сохранил, они часто звучали на всенародных праздниках, пиршествах, похоронных обрядах.
Досмамбет Азаулы – отважный воин, великий ногайский йырав (поэт)

Имя поэта, как предводителя азовских ногаев, часто упоминается  в русских исторических документах 16 века. Есть сведения и о его сыновьях:  Исакае и Косае. По сохранившимся ногайским преданиям Досмамбет Азаулы, возвращаясь из похода,  на подступах к Азову сталкивается с неизвестным отрядом и вступает в битву с ним. В ночном бою Досмамбет убивает неприятельского воина, который оказывается его собственным сыном. Эта тема в ногайской поэзии обрела эпохальное значение, стало символичным для всей ногайской истории, погрязшей в братоубийственных распрях.  Позднее Досмамбет в одной из битв с неприятелем, вырвавшись из окружения, вдруг обнаруживает, что потерял свою камчу (бич, нагайку) – символ власти, мужского достоинства, и, вернувшись за ней в стан врага, получает смертельные раны. В знаменитом произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» легко узнаваемо предание о ногайском йыраве.

Творчество Досмамбета Азаулы часто характеризуется как «поэзия погибающего воина», считается, что самые яркие стихи сочинены перед смертью, когда его вынесли с поля боя.
tagsКлючевые слова

Поделитесь публикацией
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий